Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПУТИВЛЬСКИЙ МОЛЧЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
59, С. 45-48 опубликовано: 21 января 2025г. 


ПУТИВЛЬСКИЙ МОЛЧЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Молченский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
Молченский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

Молченский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в.
(Конотопской и Глуховской епархии УПЦ), находится в г. Путивле Сумской обл. (Украина).

Первоначально мужской. Время основания неизвестно, впервые упоминается как подворье Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни Согласно писцовым книгам г. Путивля за 1591 г., на посаде в остроге имелось Молченское подворье с 2-этажным каменным храмом во имя Св. Софии Премудрости Божией и в честь Рождества Пресв. Богородицы и неск. кельями. В том же году молченский настоятель игум. Пафнутий приобрел рядом с подворьем «осадный двор для приходу крымских людей», т. е. укрепление, в к-ром братия укрывалась во время набегов крымских татар. Здесь был построен небольшой деревянный храм во имя мучеников Флора и Лавра (Мон-ри и церкви. 1900. № 28. С. 665-666).

Вероятно, к 1593 г. подворье было преобразовано в самостоятельный муж. мон-рь, именовавшийся в документах Великомолченским, Большим Молченским или Новомолченским в отличие от «старой», или «малой», пустыни на Молченском болоте (Павел (Преображенский). 1877. С. 8-9). Первым настоятелем П. м. стал игум. Илия (Ɨ 1605), постриженик Молченской пуст. 5 сент 1597 г. он жаловался патриарху Московскому и всея Руси свт. Иову на патриарших десятинников, берущих «лишние дани» с П. м. и с Флоро-Лаврской ц. В том же году патриарх освободил этот храм от патриаршей дани (Там же. С. 9-10; Мон-ри и церкви. 1900. № 28. С. 666). Архиеп. Вологодский и Великопермский Иона (Думин) вложил в П. м. свою панагию с надписью, свидетельствовавшей о пожертвовании (к 1900 хранилась в обители).

Во время набегов крымских татар, в 1592 г., и в Смутное время, в 1604-1605 гг., когда древняя Молченская обитель подвергалась разорениям, ее братия укрывалась в П. м. В нояб. 1604 г. Путивль сдался войску Лжедмитрия I и мон-рь предоставил самозванцу «внутренние покои», располагавшиеся над алтарем собора (Мон-ри и церкви. 1900. № 29. С. 684). Весной 1605 г. Лжедмитрий I с войсками покинул Путивль, направившись к Орлу и Туле.

После кончины игум. Илии 24 апр. 1605 г. молченский игум. Пафнутий с оставшейся малочисленной братией перешел в П. м. и перенес в него всю утварь, реликвии, а также главную монастырскую святыню - Молченскую икону Божией Матери. С этого времени обитель в Путивле унаследовала название Молченской, причем в П. м. празднование иконе стало совершаться 24 апр., а не 18 сент. (день ее явления), когда святыня чествуется в соседней Софрониевой Молченской пуст. После большого пожара (апр. 1612), когда монастырь «потерпел сильное разорение», местонахождение явленной иконы неизвестно (Описание. 1846. С. 11- 12). Сохранилось предание о перенесении святыни в соседний путивльский Свято-Духов жен. мон-рь, а оттуда - в севский во имя Святой Троицы мужской монастырь. В самом же П. м. остались почитаемые списки чудотворной иконы (Мон-ри и церкви. 1900. № 29. С. 682-683).

Вероятно, в 1605 г. старая Молченская обитель стала приписной к П. м. С нач. XVII в. мон-рь в Путивле упоминался как активно «строящийся», а в разоренной обители на Молченском болоте при деревянной Богородице-Рождественской ц. проживали лишь путивльский старец и бортник (Павел (Преображенский). 1877. С. 13; Палладий (Батенин). 1895. С. 18). 15 июля 1606 г. царь Василий Иоаннович Шуйский пожаловал П. м. рыбные ловли на р. Сейме, царь Михаил Феодорович грамотами от 15 июля 1615 г. и от 27 авг. 1621 г. (при игуменах Пафнутии II и Герасиме) - дер. Линева (Линовское) «с пожитком» Калищем, сельцами Берюхом и Ясмановым в Путивльском у., слободы в Новгород-Северском у., а также покосы и рыбные ловли «под самим» Путивлем, на реках Пеле и Вире. В 1635 г., при игум. Варлааме, царь Михаил Феодорович пожертвовал в П. м. большой медный колокол «по отце своем великом государе». С 1648 г. П. м. владел Глинским ухожьем с деревянным храмом Рождества Пресв. Богородицы в Крупецкой вол. (см.: Глинская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь). По грамоте патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) 1689 г., направленной игум. Феодосию, иеромонахи П. м. обязывались регулярно служить в глинской Богородице-Рождественской ц. Грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1693 г. подтверждалось право обители на земли Глинского ухожья.

Повелением царя Алексея Михайловича братия П. м. отстроила разоренную древнюю Молченскую пуст. (соорудила кельи, ок. 1630 - каменную ц. Рождества Богородицы), совершала в ней богослужения. В 1653 г. по ходатайству путивльских граждан из штата П. м. в нее были направлены иером. Александр «с причтом церковным и братии 6 человек, дабы служба была вседневная» (Описание. 1846. С. 11- 13).

В сер. XVII в. происходили конфликты между П. м. и Молченской обителью. Настоятель (1642-1650) игум. Афанасий удалил из Молченской пуст. братию (6 чел.) и отказывался впредь посылать туда из Путивля насельников. Молченский наместник иером. Александр с 1653 г. жаловался патриарху Московскому и всея Руси Никону (Минову) на притеснения нового настоятеля (с 1652) П. м. игум. Иосифа. В частности, указывалось, что игумен отнимает пожертвования, к-рые древняя пустынь получала в дни престольных праздников - Рождества и Покрова Пресв. Богородицы. 25 марта 1654 г. патриарх Никон приказал игум. Иосифу не забирать у Молченской пуст. доходы от храмовых праздников, а 10 марта 1656 г. известил путивльского воеводу Н. А. Зюзина о том, что по просьбе старца Софрония (Батоврина) и др. молченских пустынников повелевает им «жить особно», а все заботы по материальной поддержке пустыни возлагает на путивльского воеводу. Также путивльскому игум. Иосифу запрещалось свободно въезжать в старую Молченскую обитель и притеснять ее братию. В 1670 г. царь Алексей Михайлович писал путивльскому воеводе кн. М. И. Волконскому: «…Большому, что в г. Путивле, монастырю отнюдь сей пустыне обид не чинить, а быть оной независимой от оного монастыря» (Там же. С. 13). В 1671 г. царь разделил между 2 обителями земельные угодья, передав из владений П. м. для Молченской пуст. 10 дес. земли под огороды и сады. Грамотой царя Феодора Алексеевича от 12 янв. 1682 г. из владений П. м. для молченской братии были переданы еще 20 дес. (Павел (Преображенский). 1877. С. 16; Палладий (Батенин). 1895. С. 92-97).

После эпидемии чумы кон. 1654-1655 г., когда в Путивле «истреблена была... пятая часть всего населения города», пришел в упадок и мон-рь (Павел (Преображенский). 1877. С. 19-20). 31 авг. 1690 г. архим. Варлаам (Ясинский), при поставлении в Киевского митрополита, обратился к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с челобитной о «приписании» П. м. к его митрополичьим владениям, однако просьба его была отклонена, т. к. обитель «издревле надлежит к патриаршскому престолу Московскому» (Курские ЕВ. 1890. № 45. Ч. неофиц. С. 724).

В 1764 г., при игум. Мануиле (Левицком), П. м. был отнесен к необщежительным обителям 3-го класса с игуменским настоятельством и 12 монашествующими; у мон-ря были отобраны все земли и крестьяне. Обитель неск. раз горела, в т. ч. в 1752 и 1779 гг. По ходатайству еп. Севского Амвросия (Подобедова) «на исправления» ее построек в 1782 г. Сенат выделил 1 тыс. р. 18 дек. 1797 г. в П. м. была учреждена архимандрития, к обители приписаны различные имения, в т. ч. усадебная земля (6 дес. 1469 саж.) на окраине Путивля, 130 дес. 496 саж. пашенной и сенокосной земли в окрестностях, водяная мельница «о трех поставах» на р. Берюхе, а также оз. Хотыш с рыбными ловлями.

В 1766 г. в П. м. был сослан площанский строитель иером. Серапион (Григорьев), ученик и постриженик старца иером. Иоасафа (Медведева), за то, что пострижен без надлежащего «увольнения от общества» и без указа архиерея. 21 марта 1767 г. игум. Мануил доносил в Севскую консисторию о бегстве иером. Серапиона из обители. Впосл., после разбирательств, иером. Серапион был восстановлен в должности строителя Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря. С 1770 г. настоятелем П. м. был иером. Софроний (Хижняков; Ɨ 1786), впосл. строитель и опытный наставник в Глинской пуст. 13 нояб. 1782 г. в П. м. принял постриг буд. настоятель (1793-1794, 1796-1798, 1800-1804) Глинской обители иером. Александр (Проворов). Среди подвижников благочестия П. м. известен также Серапион (Белопольский; Ɨ 1859), впосл. старец Глинской пуст. С П. м. были тесно связаны глинские подвижники настоятели прп. Иннокентий (Степанов), к-рого почитал путивльский архим. Иоасаф, архим. Нектарий (Нуждин; † ок. 1944), мон. Евгений († 1894).

Вероятно, осенью 1788 г. при П. м. было основано 2-классное духовное уч-ще, упраздненное ок. 1819 г. в связи с учреждением Рыльского духовного уч-ща. В 1846 г. в П. м. была открыта школа с 7 учениками и монахом-наставником (Курские ЕВ. 1890. № 33. Ч. неофиц. С. 497). В нояб. 1812 г. обитель осуществляла пожертвования в пользу «пострадавших от войны», затем на содержание епархиальных муж. и жен. приютов и др. (Там же. № 8. С. 71).

К кон. XIX в. на территории П. м. было 2 храма. Летний 2-этажный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (1630-1636) был построен вместо обветшавшего Софийского храма и освящен 20 янв. 1636 г., согласно надписи, имевшейся на деревянном кресте, водруженном над главным престолом (Павел (Преображенский). 1877. С. 24). Позже к храму были пристроены приделы: северный, освященный в 1733 г. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и южный, первоначально освященный в 1762 г. во имя ап. Тимофея, а в июле 1804 г., при архим. Паисии (уроженце Сербии), отремонтированный и переосвященный во имя святых Саввы и Симеона Сербских. Первоначально всю церковь опоясывала крытая галерея, к XIX в. упраздненная.

В нижнем этаже Богородице-Рождественского храма в XVII в. была устроена ц. в честь Собора Пресв. Богородицы. Здесь находились погребения митр. Серафорского и Корецкого Неофита и митр. Акрского Иеремии, к-рый был направлен в Москву патриархом Антиохийским Евфимием II, но заболел и скончался в Путивле. 22-23 (?) июля 1654 г. Антиохийский патриарх Макарий III, посетивший Путивль, отслужил в П. м. вечерню и панихиду на могиле митр. Иеремии.

К нач. XX в. исследователи обнаружили, что алтарь Богородице-Рождественского храма пристроен к древней оборонительной башне городской стены Путивля, и предположили, что в 1604-1605 гг. именно здесь находилась «ставка» Лжедмитрия I. Над алтарем была найдена потайная 8-гранная комната. В ней, согласно описанию, «в углу, обращенном к востоку», хранилось деревянное «рельефное изображение... Христа», сидящего на престоле в виде «кресла с высокой спинкой». «На голове Христа терновый венец, на ногах тонкие цветные чулки... ноги обуты еще в туфли из темного бархата, отороченные золотым позументом, одеждой служит какая-то синего цвета мантия, обшитая серебряным галуном и опоясанная голубой тесемочкой. Несколько стоящих около металлических, почерневших от времени подсвечников, с гвоздями вместо отверстий для свеч, дополняют картину» (Раздольский П. М. Памятники путивльской старины // Курские ЕВ. 1903. № 24. Ч. неофиц. С. 501). Здесь же хранились «тронное кресло» самозванца, Жировичский образ Божией Матери и дарохранительница, по преданию привезенные Лжедмитрием I. Ныне скульптура Христа и кресло находятся в Краеведческом музее Путивля.

В 1866-1869 гг., при архим. Иоасафе, на пожертвования жителей Путивля в П. м. был возведен и освящен еп. Курским и Белгородским Сергием (Ляпидевским) теплый собор в честь Рождества св. Иоанна Предтечи с правым приделом во имя свт. Тихона Задонского и левым - во имя свт. Николая Чудотворца. Значительная вместительность храма (длина 57 аршин, ширина 23 аршина) позволяла проводить в нем в отличие от небольшой Богородице-Рождественской ц. почти все богослужения как в летний, так и в зимний период. В этом соборе за правым клиросом находились основные святыни и реликвии мон-ря, в т. ч. один из списков Молченской иконы Божией Матери в киоте, написанный «в меру старого... чудотворнаго образа... тщанием тоя честныя обители» настоятеля игум. Моисея в марте 1729 г. В 1839 г. на средства путивльского купца И. Паньшина на икону была устроена серебряная позлащенная риза с драгоценными камнями.

В П. м. почиталась также Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия», 2 мая 1635 г. «явленная» у Никольских ворот Путивля и перенесенная в обитель. К кон. XIX в. икону украшала серебряная риза с позлащенными венцами.

Кирпичная 2-ярусная колокольня была построена в 1700 г. вместо ветхой деревянной, находившейся «при приделе» Зосимы и Савватия Соловецких и разобранной в 1733 (1773?) г. (Павел (Преображенский). 1877. С. 27). На территории П. м. находились также каменные 2-этажный настоятельский и братский (20-е гг. XVIII в.) корпуса, сооруженные на средства проживавшего в П. м. на покое бывш. архимандрита московского в честь Богоявления монастыря Иакинфа (Урюпина; † 1732), трапезный корпус со службами (XVIII-XIX вв.), др. братский корпус, «переделанный из древней крепостной башни» (Там же), а также просфорня, неск. флигелей и хозяйственные службы.

До 1768 г. за оградой обители, на Коптевой горе, стояли 2 деревянные монастырские гостиницы, позже обветшавшие и разобранные. К нач. XX в. эта местность, заросшая дубовым лесом и орешником, именовалась «Монастырская роща». К нач. XX в. рядом с П. м. находились большой каменный гостиничный корпус, конный двор с каменным корпусом для странников и чернорабочих, каменный 2-этажный сарай, каменный экипажный сарай, кузница и бондарня, деревянный амбар. В Путивле у мон-ря имелась большая каменная часовня (1898), доходы от к-рой шли на содержание братии.

К 1908 г. П. м. владел 113 дес. земли, рыбными ловлями в окрестных озерах, мельницей «о трех поставах» на р. Берюхе. В обители проживали архимандрит, 23 монаха, 2 указных послушника и 11 чел. «на испытании». В 1911 г. мон-рь возглавлял последний перед закрытием наместник игум. Анастасий (Тверитинов), действительный член Курского Знаменско-Богородичного миссионерско-просветительского братства, похороненный после 1926 г. у алтаря храма свт. Николая Чудотворца (1735-1737) в Путивле.

10 янв. 1914 г. покончил жизнь самоубийством проживавший в П. м. на покое Белгородский еп. Иоанникий (Ефремов).

После 1920 г. в П. м. перешла часть братии Софрониева Молченского мон-ря. В мае 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, из храмов П. м. было вывезено более 2 пудов серебра, а также 2 алмаза. В 1925 г. мон-рь был закрыт и разграблен. На его территории разместились детский дом, уч-ще, в 50-х гг. XX в.- завод военно-промышленного комплекса.

В 1992 г. монастырские постройки были возвращены Церкви, 1-е богослужение состоялось в отремонтированном братском корпусе. Решением Синода УПЦ от 30 марта 1995 г. П. м. был возобновлен, а 28 окт. 1997 г. обращен в женский. В нем проживают настоятельница игум. Феодосия (Запольская) и ок. 20 насельниц.

Восстановленный собор Рождества Богородицы необычен в планировке. В его внешнем оформлении ярко выражены и гармонично соединены черты российского зодчества XVI-XVII вв. и укр. барокко XVII-XVIII вв. Здание состоит из 3 башен, поставленных буквой Г. Каждая башня разделена на квадратную в сечении нижнюю часть и 8-гранную верхнюю, увенчана барочным куполом с маковкой. К главной башне 2 другие примыкают с востока и севера. Квадратная часть северной башни имеет с вост. стороны равный по ширине и вдвое меньший по длине прямоугольный выступ. Размеры башен уменьшаются в последовательности: главная, восточная, северная. К собору примыкает Г-образная в плане галерея в виде одноярусной аркады, по верху к-рой проходит открытая площадка. Одно звено галереи примыкает к зап. фасаду главной и сев. башен, другое - к юж. фасаду главной башни. Напротив середины зап. фасада главной башни, перпендикулярно ему, на площадку ведет лестница, опирающаяся на систему арок. На уровне площадки квадратная часть башен разделена на 2 этажа. На площадке устроены входы на 2-й этаж главной и сев. башен - соответственно в центральную часть Богородице-Рождественского храма и придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Второй этаж вост. башни служит алтарем ц. Рождества Богородицы.

Старый интерьер собора не сохранился, ныне в нем установлен новый иконостас. На 1-м этаже собора находится нижний придел, освященный в нач. 90-х гг. XX в. в честь Смоленской иконы Божией Матери (ранее был освящен в честь Собора Пресв. Богородицы).

Колокольня (1700) стоит на одной оси с собором, на середине сев.-зап. грани основного двора обители. Ее нижний ярус - квадратный в плане, с нацеленным на собор сквозным арочным проездом, а верхний - 8-гранный, с арочными проемами в каждой грани. Колокольню венчают кровля-шатер и маковка с «фонариком». Близ колокольни, на сев. углу монастырского двора, расположен трапезный корпус (30-е гг. XVIII-XIX вв.). Из сев. угла здания выступает башня. До уровня карниза корпуса она круглая в сечении, а выше имеет 8-гранный ярус со сводчатыми окнами, увенчанный куполом в виде луковицы. По высоте цоколя сев.-вост. грань корпуса образует сохранившийся участок крепостной стены с 2 рядами бойниц. Крепостная стена и круглая часть башни датируются рубежом XVI и XVII вв.

Восточнее трапезной, на одной с ней линии, и севернее собора находится храм Рождества св. Иоанна Предтечи (1866-1869). В 40-х гг. XX в. его шлемовидный купол снесли, верхнюю половину здания расширили до размеров площади нижней половины, чтобы использовать как жилой корпус. Юго-восточнее колокольни и западнее собора располагается 2-этажный настоятельский корпус. К 2020 г. построены игуменский дом и дом священника.

В мон-ре почитается список Молченской иконы Божией Матери, созданный в 1754 г. по инициативе игум. Моисея. Икону украшает оклад с растительным орнаментом на полях. На нижнем поле оклада в овальном картуше имеется чеканная надпись: «Истинное изображение и мера с чудотворнаго образа Прстыя Бдцы Молченские еже есть во граде Путивле ашнд [1754] г. в мце марте писал Иван Гиорьгиив при игумине Моисеи» (см. подробнее: Терентьева В. М. К вопросу о списках Молченской иконы Божией Матери // Путивльский краєзнавчий зб. 2005. Вип. 2. С. 26-36).

Подворье П. м. находится в зап. части г. Путивля, при 2-этажном «Казацком» храме свт. Николая Чудотворца (1735-1737) с колокольней (1770).

Ист.: Павел Алеппский. Путешествие.
Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 186-190; Описание путивльской Молченской Рождество-Богородицкой общежит. Софрониевой пуст., находящейся в Курской епархии. СПб., 1846. Путивль, 1880; Н. С. Софрониева и Глинская пустыни // Странник. 1862. № 12. С. 529-568; Павел (Преображенский), архим. Путивльский Молченский Печерский мон-рь. К., 1877; Зверинский. Т. 2. № 934; Палладий (Батенин), игум. Ист.-стат. описание Молчанской Рождество-Богородицкой Печерской муж. общежит. Софрониевой пуст. и состоящего при ней скита во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии. М., 1895; Мон-ри и церкви (существующие и упраздненные) и святыни г. Путивля // Курские ЕВ. 1900. Ч. неофиц. № 28. С. 658-667; № 29. С. 679-686; № 30. С. 697-706; № 31. С. 712-720; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губ. Курск, 1902; Лебедев А. С. Сведения о некоторых архивах духовного ведомства в губерниях Курской и Харьковской. Х., 1902; Рябинин И. М. О Путивльском Преображенском соборе и тех церквах и мон-рях, кои имели связь с собором // Зап. Имп. Харьковского ун-та. 1902. Кн. 2. Прил. С. 48-96; он же. История о Путивле, уездном городе Курской губ. Путивль, 1911; Левитский И., свящ. Город Путивль // Тр. XII Археол. съезда в Харькове. М., 1905. Т. 3. С. 111-121; Логвин Г. Н. Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль. М., 19802; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1986. Т. 4. С. 22-23; Вечерский В. В., Луговской А. В. Путивль. К., 1992; Арцыбашева Т. Н. Курский край и монастырская культура. Курск, 1998; Луговский А. В. и др. Софрониевский мон-рь. К., 20022; Коваленко Ю. О. Археологiчнi дослiдження на територiï Софронiïвського мон-ря пiд Путивлем // Путивльський краєзнавчий зб. Суми, 2004. Вип. 1. С. 33-47; Чудная гора / Сост.: иером. Платон (Кислухин), А. А. Чурочкин. К., 2005; Юрченко Н. С. Святинi Сумщини: Образ Молченськоï iкони Божоï Матерi // Путивльський краєзнавчий зб. 2005. Вип. 2. С. 20-25; Вечерський В. В. Мон-рi та храми Путивльщини. К., 2007; он же. Православнi святинi Сумщини. К., 2009; Терентьева В. М. К вопросу о списках Молченской иконы Божией Матери // V Дамиановские чт. Курск, 2008. Ч. 1. С. 114-124; она же (Терентьєва). Синодики Молченського Рiздва Пресв. Богородицi мон-ря: (Сер. ХVIII - поч. XX ст.) // Путивльський краєзнавчий зб. 2015. Вип. 8. С. 192-198; Чурочкин А., прот. Молченский патерик: Сказание о житии преподобных отцев Молченских, на Чудной горе подвизавшихся. Путивль, 2009; он же. Путивльская земля в Х - нач. ХХ в.: (Церк.-археол. очерк). Путивль, 2010.
Д. Б. К.
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви (жен.) Путивльский Молченский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь (Конотопской и Глуховской епархии УПЦ)
См.также:
АННЫ СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ НА АННИНОЙ ГОРЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черновицкой и Буковинской епархии), действующий, осн. в 1993 г.
БОРИСОГЛЕБСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Харьковской и Богодуховской епархии
БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)
БОЯНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Черновицкой и Буковинской епархии